???????@Mail.ru
PSKR
 

 

Первым послевоенным базовым тральщиком стал бтщ проекта 254. Уже в 1946 было утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку бтщ проекта 254. В том же году ТТЗ было выдано ЦКБ – 363, в последствии Западное проектно конструкторское бюро (ПКБ) – основное конструкторское бюро по проектированию противоминных кораблей (г. Ленинград). Главный конструктор проекта Вераксо Г.М. Строительство бтщ пр. 254 и его последующих модификаций (- К, - М, - А) было развёрнуто на Средне-Невским (г. Ленинград, п. Понтонный) и Керченским судостроительными заводами (г. Керчь). Всего с 1948 г. до начала 60-х годов по этому проекту и его модификациям было построено 295 единиц тральщиков.

ПСКР "ОПАЛ"

Базовый тральщик проекта 254. Вступление в строй в 1958г. заводской номер С-828. В 1959 Северным морским путем пришел с кораблями Коралл, Хрусталь и флагманом Пурга в1-ю дивизию ПСКР Петропавловск-Камчатский. С сентября 1961 переведен в 8-юОБрПСКР о.Шикотан бухта Малокурильская. В 1975 ПСКР Опал присвоено звание "Отличный корабль". В начале ноября 1976 года участвовали в операции по спасению команды вертолетчиков и погранцов. Вертолет потерял управление и упал, дотянули до прибойной полосы. Остров Итуруп, берега скалистые и крутые. Восемь человек летчиков и 4 погранца с заставы остались живы. Искали всю ночь, штормило, увидели на берегу огни, снимали с острова на шлюпке. В июле 1977 года при переходе потерял винт, искали два дня , тралили Японское море, потом ходили на одном в Корсаков ставить винт в доке. Рядом стоял рыбак МРС, команда подпила и случился пожар. Стояли бортами рядом, а на ПСКР был полный артсклад. Сыграли боевую, тушили всей командой. Владивостокское пароходство наградило моряков-пограничников фотоаппаратами. Ходили в Японию,порт Немуро на о.Хоккайдо на передачу отсидевших Японских браконьеров. Закончил свой славный путь Опал в 1983 году. По слухам - утащили на буксире в Корсаков и там притопили у стенки как и Коралл на о.Танфильева. Бортовой номер 091.

20 лет ПСКР 1978г

20 лет ПСКР 1978г

ПСКР "КОРАЛЛ"

Базовый тральщик проекта 254а. Постнроен на Понтонном ССЗ спущен на воду в 1958г. В 1958г совершил переход из Ленинграда Северным морским путем в Петропавловск-Камчатский. В 1958-1964гг. нес службу по охране ГГ на Баренцевом море, Тихом океане, в районах Чукотки, Камчатки, и Курильской гряды. В Эти годы на корабле прходил службу, в т.ч. и в должности командира корабля один из самых уважаемых коллекционеров Пограничной фалеристики, ныне, к сожалению, покойный - Сорокин


ПСКР "ХРУСТАЛЬ"

Базовый тральщик проекта 254МА. Постнроен на Понтонном ССЗ спущен на воду в 1958г.


ПСКР "САПФИР"

Базовый тральщик проекта 254А. Постнроен на Понтонном ССЗ спущен на воду в 1958г.


25 лет ПСКР

ПСКР "КАРАТ"

Базовый тральщик проекта 254.


ПСКР "ЛУЧ"

Базовый тральщик проекта 254.


ПСКР "ТОПАЗ"

Морской тральщик проекта 254К, Заводской: №140 Заложен: 05.09.1951 Спущен на воду: 24.01.1952
Вступил в строй: 28.08.1952, Передан в МЧПВ (ориентировочно): в 1966г.

 

ПСКР "Сахалинский Комсомолец"

Морской тральщик проекта 254К

 

В1949г., ВМФ разработал новое тактико-техническое задание на проектирование базового тральщика проекта 264, которое выдано ЦКБ – 363 (Западное ПКБ). Главный конструктор проекта был назначен Соколов А.Г. После начала постройки головного ТЩ пр.264 было решено откорректировать проект для серийного производства. В новом корабле пр.264-А были учтены новые образцы разработанного вооружения и новые требования к кораблю в целом. Опыт эксплуатации тральщиков пр.264-А показал целый ряд недостатков и в 1975 г., в связи с резко возросшими требованиями к минно-тральным кораблям, все МТЩ пр.264-А были переданы Морпогранохране и переклассифицированы в ПСКР. При этом с них было снято всё противоминное вооружение. На западе этим кораблям присвоили обозначение «T-58 PGF class». В конце 1970-х годов три теперь уже ПСКР пр.264-А были переоборудованы в корабли воздушного наблюдения проекта 258 («T-58 PGR class»).

Пограничные сторожевые корабли: 6 единиц от промышленности - Воровский, Дзержинский, Киров, Корунд, Малахит, Менжинский, 7 единиц от ВМФ (5 единиц в 1976-79) - Василий Громов в 02.1976, Кедров (Т-119), Павел Хохряков в 02.1978, Старший лейтенант Лекарев в 1977, Топаз, Фёдор Митрофанов в 02.1976, СКР-132 в 02.1978.

ПСКР "ЛЕКАРЕВ"

Морской тральщик проекта 264а. Спущен на воду в 1959г. Передан в состав морчастей ПВ КГБ СССР в 1975г.

Старший Лейтенант Лекарев - минер погибающего ЭМ "Сокрушительный", вместе с ст. л-том Владимировым , заменив покинувшего корабль командира, возглавил борьбу за спасение судна. Погиб вместе с кораблем и оставшимися на борту 13 челенами экипажа 14/12/1943г.


ПСКР "КОРУНД"

Морской тральщик проекта 264а. Введен в строй в 1961г. Передан в состав морчастей ПВ КГБ СССР в 1975г.

15 лет ПСКР

20 лет ПСКР

20 лет ПСКР

20 лет ПСКР

20 лет ПСКР

 

ПСКР "МАЛАХИТ"

Морской тральщик проекта 264а. Введен в строй 10/09/1960г. Бортовыен номера 033?, 072(1979), 080, 097

15 лет ПСКР

20 лет ПСКР


  Совершенствование в послевоенный период подводных лодок вынудило командование ВМФ СССР создать более совершенный противолодочный корабль чем его предшественники. Проектирование такого корабля поручили Зеленодольскому ЦКБ-340. Корабль долженн был быть совершеннее и универсальнее своих предшественников. Он должен был не только вести борьбу с подводными лодками противника, но и нести противовоздушную оборону охраняя транспортные суда на переходе морем, Первые два корабля построили и сдали флоту в 1955 году. Кроме частей флота, малый противолодочный корабль проекта 201М широко использовался и в частях морской погранохраны.

Интересные факты из истории кораблей проекта 201:
Один из кораблей который проходил службу в составе 6 ОБРПСКР г. Очамчира во время несения дозора на государственной границы Союза ССР на траверзе мыса Скурча был вынужден открыть огонь по самолёту Ан-2. Экипаж самолёта выполнявший рейс Сухуми - Кутаиси договорился между собой и своими семьями о побеге заграницу (в Турцию). Они выкупили все билеты на этот рейс и взлетев сразу отклонившись от курса и не отвечая на запросы с земли прямым курсом полетели в Турцию. Тогда быстро сообразив что случилось сотрудники аэропорта оповестили пограничников что самолёт угнан, заложников на борту НЕТ. Получив приказ сбить самолёт комендор носовой АУ не смог отрыть огонь по самолёту с живыми людьми, тогда командир корабля лично сел на место комендора и отрыл огонь вдогон самолёту, но время было упущено (пока он с мостика добежал до АУ, пока занял место наводчика, самолёт вышел из зоны прицельного огня), но всё же пока самолёт находился в зоне досягаемости командир корабля вёл огонь по самолёту но все снаряды прошли мимо.

ПСКР "228"

ПСКР проекта 201. Постоен в 1959г. Бортовые номера 025(1980), 032(1982)



К концу 70-х годов возникла необходимость контроля обширных морских акваторий на Дальнем Востоке и Севере — прежде всего, 200-мильной экономической зоны. В связи с этим Северное ПКБ по заданию КГБ СССР на базе опробированного проекта 1135 "Буревестник" разработало техпроект пограничного сторожевого корабля, получившего шифр 1135.1 «Нерей» (главный конструктор Н.П.Соболев; с 1980 года доработку проекта вел А.К.Шныров). Строили «нереи» на Керченском заводе Им. Б.Е.Бутомы «Залив». Всего вошло в строй восемь единиц, причем последний из кораблей — в состав ВМС Украины. Девятый ПСКР был законсервирован на стапеле. Он тоже перешел в собственность Украины.

№ заказа Название Дата подписания приемного акта:
201 «Менжинский» 29.12.1983
202 «Дзержинский» 29.12.1984
203 «Имени 27 съезда КПСС» («Орёл») 30.9.1986
204 «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» («Псков») 1987
205 «Имени 70-летия погранвойск» 30.12.1988
206 «Кедров» 28.12.1989
207 «Воровский» 29.12.1990
208 «Гетьман Сагайдачний» («Киров») 11.7.1993
209 «Гетьман Вишневецкий»

ПСКР "ДЗЕРЖИНСКИЙ"

1 ДиПСКРг. Петропавловск - Камчатский

На фото ПСКР "Дзержинский" 1-го поколения - сторожевой корабль ПС-8 идет на Дальний восток под Итальянским флагом.

На фото - тральщик проекта 264А.

На фото ПСКР "Менжинский" 3-го поколения - проект 1135.1

Краснознаменный пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» ведет свою историю, с 1933 года, когда советское правительство сделало заказ итальянцам на постройку двух сторожевых кораблей, предназначенных для охраны морских границ. Они строились под номерами ПС-26 и ПС-8. После их постройки, в декабре 1934 года, пришли во Владивосток. Позже корабли стали именными. ПС-8 был назван в честь Феликса Дзержинского, а ПС-26 – в честь Сергея Кирова. Ими был пройден славный боевой путь. За образцовое выполнение задания командования в войне против Японии Указом Президиума Верховного Совета от 19 сентября 1945 года сторожевые корабли «Дзержинский» и «Киров» были награждены орденами Красного Знамени. Краснознаменный СКР «Дзержинский» первого поколения находился на службе более 22 лет т закончил ее 11 июня 1957 года.

В 1959 году введен в строй ПСКР «Дзержинский» второго поколения. Им был тральщик проекта 264А. 28 мая 1968 года экипажам кораблей второго поколения «Дзержинский» и «Киров» по преемственности были вручены ордена Красного Знамени, которыми были награждены одноименные ПСКРы в 1945 году. 6 марта 1984 года на «Дзержинском» был произведен торжественный спуск Краснознаменного Военно-Морского флага кораблей ПВ КГБ СССР. За время службы он прошел 279 463 мили.

2 марта 1984 года был спущен на воду Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» 3-го поколения .Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» был вторым после ПСКР "Менжинский" кораблем проекта 1135.1, но в своем соединении он стал первым кораблем такого проекта. Серия пограничных сторожевых кораблей проекта 1135.1 строилась по заказу КГБ СССР, для защиты морских границ СССР на Тихом океане. 19 мая 1985 года на пограничном сторожевом корабле 1 ранга проекта 11351 «Дзержинский» был поднят Военно-Морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР.


25 лет ПСКР

25 лет ПСКР


35 лет ПСКР

35 лет ПСКР

т/м

л/м

л/м

л/м

т/м

 

20 лет ПСКР

15 лет ПСКР

20 лет ПСКР




 

ПСКР "МЕНЖИНСКИЙ"

1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

На фото ПСКР "Менжинский" 1-го поколения -тральщик проекта 264А.

На фото ПСКР "Менжинский" 2-го поколенияпр.1135.1

23 июня 1959г. Постановлением Совета Министров СССР присвоено имя "Менжинский". Это был тральщик проекта 264А. 1983 года был спущен на ПСКР «Дзержинский» 2-го поколения

20 лет ПСКР, 1978г.

15 лет ПСКР

20 лет ПСКР



Из коллекции Сергея Сергеева

20 лет ПСКР, 1978г.



ПСКР "ВОРОВСКИЙ"

1ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

На фото ПСКР "Воровский" 1-го поколения

На фото тральщик проекта 264А.

На фото ПСКР "Воровский" 3-го поколения - пр.1135.1

1-е   ПОКОЛЕНИЕ 1901 - 1959 

Тип судна - одномачтовая океанская прогулочная 5-ти палубная яхта. Построена в 1901 году на судоверфи в Англии. В 1916 году судно куплено царским правительством. 9 мая 1924 года судну было присвоено имя "Воровский" в честь уби¬того в Швейцарии в 1923 году большевика-дипломата Вацлава Вацловича Воровского . 1959 год СКР «Воровский» был выведен из состава Погранвойск и продан ВМФ ТОФ, где на нем разместился штаб дивизии вспомогательных судов.

2-е   ПОКОЛЕНИЕ 1959 - 1992 

Пограничный сторожевой корабль 2 ранга «Воровский», проекта 264-А,  заводской №943. Построен на Средненевском судостроительном заводе ЛСНХ № 363 (посёлок Понтонный в устье Ижоры) в 1959 году. 17 января 1960 года вступил в строй Морских частей ПВ КГБ СССР. 8 июня 1992 года Приказом КОГГ ПСКР "Воровский" пр.264-А выведен из состава части. ПСКР "Во¬ровский" II поколения прослужил на дальневосточной границе около 32 лет.

3-е   ПОКОЛЕНИЕ с 1989 года

Пограничный сторожевой корабль 1 ранга «Воровский», проекта 1135.1 «Нерей», заводской № С-207. Заложен 15 мая 1989 года на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Бутомы Б.Е. 20 декабря 1990 года корабль зачислен в состав кораблей и судов Морских Частей ПВ КГБ СССР.

15лет ПСКР, 1975г.

20 лет ПСКР, 1980г.

20 лет ПСКР, 1980г.

 



ПСКР "КЕДРОВ"

Пограничный сторожевой корабль проекта 1135.1 "Нерей" - "Кедров". в 1990 году корабль зачислен в состав кораблей и судов Морских Частей ПВ КГБ СССР.

Кедров Михаил Сергеевич (1878-1941гг) Советский государственный и партийный деятель, участник гражданской войны. В 1919-1921гг - председатель особого отдела ВЧК, челен коллегии НКВД

ПСКР "ИМЕНИ СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЯ ВЧК КГБ"

1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 1135.1 "Нерей" - "Имени 70-летия ВЧК-КГБ" (с 1992 года - "Псков"). Заложен на эллинге ССЗ "Залив" в Керчи (зав. № 204) в 1986 году, спущен на воду в 1987 году, вступил в строй 30 декабря 1987 года. В 1988 году совершил переход через Суэцкий канал из Севастополя в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав Камчатской ДиСКР Тихоокеанского ПО. 28 февраля 2003 года корабль уведен с Камчатки для разделки в Китай.


Из коллекции Сергея Сергеева

 


ПСКР "ИМЕНИ 70-ЛЕТИЯ ПОГРАНВОЙСК"

1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 1135.1 "Нерей" - "Имени 70-летия Погранвойск". 2 апреля 1987 года заложен на эллинге ССЗ "Залив" в Керчи (зав. № 205) и 22 октября 1987 года зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ, спущен на воду 28 марта 1988 года, вступил в строй 30 декабря 1988 года. 23 февраля 89 года поднял флаг кораблей и судов МЧПВ КГБ СССР. С 29 июня по 16 августа 1989 года совершил переход через Суэцкий канал, с заходом в Аден, далее в Индийский океан с заходом в Камрань в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав Камчатской ДиСКР Тихоокеанского ПО. Участвовал в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов у побережья Камчатки, Чукотки и о-вов Курильской гряды, в Беринговом и Охотском морях. В 2003 году исключен из состава МЧПВ РФ и уведен на разделку предположительно в Китай.







 

ПСКР "ИМ. XXVII СЪЕЗДА КПСС"
16 ОБРПСКРг. Находка, 1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 1135.1 "Нерей" - "Имени XXVII съезда КПСС" (до 7/03/1986г. - "Юрий Андропов", с 09/1991г - "Орел") 26/09/1983г. заложен на эллинге ССЗ "Залив" в Керчи (зав. № 203). 11 /01/1984г. зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ СССР, спущен на воду и поднят флаг ПВ КГБ СССР - 2/11/1985г. С 10/02 по 25/03/1985г. осуществлен переход из п.Севастополь в п.Находка вокруг Африки и вошел в состав Находкинской ОБСКР Тихоокеанского ПО. 30/04/1987г. - приступил к охране ГГ. 1990г. - корабль принял участие в съемках фильма "Заряженные Смертью". 1992-1999гг. - длительный ремонт в п.Владивосток. 06/1999 - приступил к охране ГГ. 9/10/2001 переведен в состав Камчатской ДиПСК. 05/2002г. Заключен договор о дружбе и сотрудничестве с Администрацией г.Орел









ПСКР "КИРОВ"

1 ДиПСКРг. Петропавловск - Камчатский

На фото ПСКР "Киров" 1-го поколения - сторожевой корабль ПС-26 идет на Дальний восток под Итальянским флагом.

На фото ПСКР "Киров" 2-го поколения - тральщик проекта 264а

На фото ПСКР "Киров" ("Гетман Сагайдачный") 3-го поколения - проект 1135.1

"Киров" - в ноябре 1934 г. перешёл на Дальний Восток во Владивосток, без вооружения, с итальянским экипажем и под итальянским флагом. Принят заказчиком и в 1935 г. вошёл в состав морпогранохраны НКВД СССР. За образцовое выполнение задания командования в войне против Японии Указом Президиума Верховного Совета от 19 сентября 1945 года сторожевые корабли «Дзержинский» и «Киров» были награждены орденами Красного Знамени. Выведен из состава пограничного флота в 1958-59гг

На смену ему пришел пограничный сторожевой корабль «Киров» второго поколения. Им был тральщик проекта 264А. 28 мая 1968 года экипажам кораблей второго поколения «Дзержинский» и «Киров» по преемственности были вручены ордена Красного Знамени

ПСКР Киров 3-го поколения 5 октября 1990 года заложен на эллинге ССЗ "Залив" в Керчи (зав. № 208) и 9 июля 1991 года зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 29 марта 1992 года, но в июне 1992годаперешел в собственность ВМС Украины, переклассифицирован во фрегат и переименован (U 130), вступил встрой 2 апреля 1993года и 11 июля 1993 года поднял военно-морской флаг Украины. Флагман ВМСУ.

 


35 лет ПСКР

20 лет ПСКР Тип1

20 лет ПСКР, Тип2

20 лет ПСКР

15 лет ПСКР


30 лет ПСКР

Знак - ошибка "ГЕНЕРАЛ ТЮЛЕНЕВ"

Вместе с заказом знака ПСКР проекта 1135.1 "Менжинский", завод "Залив" отправил заказ на знак транспортного судна "Генерал Тюленев". На Таллинском заводе ошиблись и выпустили знак этого корабля как знак ПСКР.


Головной ПСКР проекта 205П был построен на ПО «Алмаз» в 1967 году. Всего с 1967 года построено 111 катеров Пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проекта 205П, строился большой серией 133 ед. в 1967 - 89 г.г. Они были основными кораблями морских частей пограничных войск (МЧПВ) СССР второй половины ХХ века. К началу 90-ых годов многие корабли выработали свой ресурс и их начали списывать, к 2000 году в строю осталось не более 20 ед.






 

ПСКР "647"

ПСКР проекта 205П "Тарантул"

 

 

Морской спасательный буксир проекта 745МБ "Морж". Разработан ЦКБ "Балтсудопроект" (Санкт-Петербург). Предназначен для буксировки кораблей и судов в открытом море, в гаванях и на рейдах, оказания помощи кораблям и судам, терпящим бедствие, тушения пожаров. С 1972 года построен 21 буксир проекта 745 и 19 пограничных сторожевых кораблей проекта 745П. Амур, Брест, Буг, Виктор Кингисепп, Дон, Енисей: , Забайкалье, Заполярье, Камчатка, Карелия, Ладога, Неман, Приморье, Сахалин, Таймыр, Урал, Чукотка, Якутия, Ян Берзин.

ПСКР "АМУР"

8 ОБРПСКР о.Шикотан с. Малокурильское

Пограничный сторожевой корабль проекта 745П "Амур" построен на Ярославском ССЗ и вступил в строй 24/01/1977г.. Корабль входил в состав 8 ОБрПСКР и базировался на о. Шикотан. 12 февраля 2000 года корабль сел на мель в бухте Новокурильская острова Урупи был снят с нее 2 июля 2000 года. 22 ноября 2007 года в заливе Куйбышевский, о.Итуруп корабль сорвало с двух якорей и выбросило на мель. По результатам осмотра полученных повреженийбыло приянто решение о нецелесообразности снятия корабля с мели. Бортовые номера: 066(1981), 063(1982), 011, 010(1989), 043(1991)


 

ПСКР "БРЕСТ"
1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 745П "Брест" Построен на Ярославском ССЗ (заводской номер 411), 5 февраля 1978 года вступилвстрой и перешел на Камчатку Северным морским путем. Бортовые номера 137, 106(2000)


 

ПСКР "ЯН БЕРЕЗИН"
4 ОБРПСКР г. Лиепая

Пограничный сторожевой корабль проекта 745П "Ян Берзин" (после 1994 года - пограничный сторожевой корабль "Байкал").Построен на Ярославском ССЗ , 30 сентября 1980 года вступил в строй. Нес службу в Прибалтике и после 1992 года в составе 2 обрпскр в Высоцке. Бортовые номера: 033, 088, 021(1983), 040(1991), 105(1998)

Ян Берзин (1889-1938гг.) - Советский военный деятель, Комиссар 2-го ранга, активный участник революции и гражданской войны, с апреля 1921г. Работал в разведывательном управлении РККА, в 1924-1935гг. и в 1937г.- возглавлял его, В 1936-1937гг - главный военный советник в Испании.


ПСКР "БУГ"
8 ОБПСКР о. Шикотан.

Пограничный сторожевой корабль проекта 745П "Буг" построен на Ярославском ССЗ (заводской номер 429?), cпущен на воду стенке в августе 1985 года. 25 ноября 1985 года вступил в строй. Бортовые номера: 136(1991), 142(1992).


ПСКР "КАРЕЛИЯ"

Пограничный сторожевой корабль проекта 745П "Карелия" построен на Ярославском ССЗ (заводской номер 424?), 29 декабря 1983 года вступил в строй. В 1996 году был подписан договор между командованием корабля и правительством Республики Карелия "О шефстве над пограничным сторожевым кораблем". Бортовые номера: 100(1991), 103(1994), 045(2007)



ПСКР "ЗАБАЙКАЛЬЕ"

19 ОБПСКР, Невельск, о. Сахалин.

Пограничный сторожевой корабль проекта 745П "Забайкалье" Построен на Ярославском ССЗ, В 1981 году вступил в строй и перешел на Дальний Восток. Корабль входил в состав 19 ОБПСКР, Невельск, о. Сахалин. Бортовые номера 044(1991), 073(1996), 196



ПСКР "КАМЧАТКА"

1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 745П "Камчатка" Построен на Ярославском ССЗ в 1975 году, вступил в строй в январе 1976годаи после непродолжительной службы на Балтике перешел по СМП на Камчатку. Бортовые номера 138(1976?), 703(1979), 198(1995)

 


ПСКР "ПУРГА"
1 ДиПСКРг. Петропавловск - Камчатский

Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г. а и в течение 33 лет охранял морские границы СССР. До Великой Отечественной войны границы Заполярья охранял сторожевой корабль «Пурга», который погиб при загадочных обстоятельствах в 1938 г. И по существующей на флоте традиции новый пограничный корабль, заложенный в декабре 1938 г., был назван так же «Пургой». На закладной доске, закрепленной на киле, был текст: «Корабль заложен в бытность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина, наркома внутренних дел Л.П. Берия». Целевое назначение корабля — охрана северных морских границ, и в частности горла Белого моря, где в зимнее время иностранные суда вели незаконную добычу морского зверя. В годы блокады Ленинграда корабль стоял у берега Невы, закрывая своим корпусом крейсер «Киров» от разрывов вражеских снарядов, и получил при этом ряд повреждений. Лишь в 1951 г., после переработки проекта корабля с учетом последних достижений в области морской техники, началась достройка «Пурги». Первым командиром «Пурги» был капитан 1 ранга Матвей Алексеевич Гончаров. В Заполярье служба корабля продолжалась недолго, но уже в первый выход «Пурги» во льды горла Белого моря были обнаружены и задержаны 6 иностранных шхун, занимавшихся незаконным промыслом тюленей. Летом 1959 г. «Пурга» прошла Северным морским путем на Дальний Восток.Пурга» пришла к месту постоянного базирования — в бухту Соленое озеро (Петропавловск-Камчатский) — 9 сентября 1959 г. и затем более 30 лет охраняла морские границы от Чукотки до Южных Курил. Пограничный сторожевой корабль «Пурга» закончил свой боевой путь 16 марта 1990 г., пройдя около полмиллиона миль. В торжественной обстановке был спущен военно-морской флаг Пограничных войск и гюйс. К сожалению, после длительного «отстоя» корабль был отбуксирован и продан на металлолом в Японию. Бортовые номера 551(1957), 500, 533(1973), 700(1973), 164, 222, 037(1983), 011, 010(1988)

15 лет ПСКР, Тип1, 1972г.

15 лет ПСКР, Тип2, 1972г.

20 лет ПСКР, Тип1, 1977г.

20 лет ПСКР, Тип2, 1977г.


 

Ледоколы проекта 97 предназначались для работы в Арктических широтах, но затем на их базе стали создаваться научно-исследовательские и пограничные корабли для работы в условий Арктики. В 90-ые годы часть кораблей были проданы на слом. В конце 60-ых погранслужбе СССР потребовались корабли ледового класса для несения дозорной службы в водах с тяжёлой ледовой обстановкой. На тот момент в составе МЧПВ КГБ СССР находился только один корабль подобного типа - ПСКР Пурга проекта 52. Кроме этого острая необходимость в таких кораблях появилась и в связи с чем что в Арктических водах СССР всё чаще и чаще стали "случайно" появляться ледоколы США и Канады. Для их вытеснения не всегда можно было посылать боевые корабли, а снимать с линии линейные ледоколы было не целесообразно. Поэтому МЧПВ КГБ СССР заказали промышленности серию пограничных сторожевых судов ледокольного класса. Для экономии времени и средств проект был разработан на базе уже строящихся кораблей 97 проекта. Но был значительно переработан для нужд пограничников.

ПСКР "НЕВА"
1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 97П "Нева" заложен на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде (зав. № 02655) 14 ноября 1977 года, спущен на воду 28 июля 1978 года, вступил в строй 29 декабря 1978 г. Вскоре попытался перейти на Дальний восток, но попытка была неудачной и корабль остался на Севере для несения патрульной службы, ожидая следующего года для перехода. В 1980 г. совместно с двумя ПСКРами 745 проекта перешёл Северным морским путём на Дальний восток при этом они так же обеспечивали переход АПЛ "К-223". Местом постоянного базирования стал порт Петропавловск-Камчатский", но в 2000-2002 г.г. корабль временно входил в отдельный Магаданский дивизион ПСКР. Бортовые номера: 023, 017(1982), 029, 077, 170(2000)



 


ПСКР "ДУНАЙ"

1ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский


Пограничный сторожевой корабль проекта 97П "Дунай" заложен на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде (зав. № 02654) 24 декабря 1976 года, спущен на воду 5 августа 1977 года, вступил в строй 30 декабря 1977 г. Вскоре перешёл Северным морским путём на Дальний восток, вошёл в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования Петропавловск-Камчатский. Участвовал в спасении пилотов американского патрульного самолёта "Орион" упавшего в Берингово море в 1978 г. Бортовые номера: 553, 122(1978), 062, 083(1990), 145(2000)


 

ПСКР "АЙСБЕРГ"
1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 97П "Айсберг" заложен на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде (зав. № 02651) 17 октября 1973 года, спущен на воду 27 апреля 1974 года,вступил в строй 6 февраля 1975 г. Вскоре совместно с ПСКРом "Сахалин" (проект 745П) перешёл Северным морским путём на Дальний восток, вошёл в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования Петропавловск-Камчатский. ПСКР неоднократно выходил на задержание судов нарушителей и браконьеров. Кроме этого корабль участвовал и в спасательных операциях: 05.03.1977 г. - в условиях шторма спас 28 моряков с траулера "Свободный" и 8 моряков с траулера "Тымовск" которые идя на боте к траулеру "Свободный" перевернулись.В марте 1978 г. оказал помощь морякам дезель-теплохода "Волочаевск" терпящему бедствие в проливе Литке. 23 июнь 1983 г. оказывал помощь в спасении моряков с атомной ПЛ "К-429" затонувшей в бухте Сараная. октябрь 1984 г. спасал моряков с затёртого льдами траулера "Заветный". 20 июня 2006 года исключен из состава морчастей погранвойск. Бортовые номера: 501(1975), 519(1975), 063(1981), 024(1982), 065, 161(1991), 150(2000)



ПСКР "ИВАН СУСАНИН"

«Иван Сусанин» — пограничный ледокольный сторожевой корабль проекта 97П. Назван в честь легендарного национального героя Смутного времени костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Заложен на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде (зав. № 02650) 31 июля 1972 г., спущен на воду 28 февраля 1973 г., сдан флоту 31 декабря 1973 г.

Входит в состав Камчатской флотилии Тихоокеанского флота ВМФ России. В 1979 г. участвовал во встрече атомной подводной лодки К-320, совершившей переход с Северного флота на Тихоокеанский. Также обеспечивал первый в истории Тихоокеанского флота поход атомной подводной лодки К-212 (проект 670) подо льдом в Чукотском море до 76° с.ш

 

ПСКР "ВОЛГА"
1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 97П "Волга"Заложен на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде (зав. № 02656) 27 декабря 1979 года, спущен на воду 19 апреля 1980 года, вступил в строй 26 декабря 1980 года и перешел на Камчатку. 24 января 1981 года поднял флаг. Участвует в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов у побережья Камчатки,Чукотки и о-вов Курильской гряды в Тихом океане, в Беринговом и Охотском морях. В период с 9 по 15 мая 1990 года ПСКР "Волга" Камчатской дивизиипод флагом начальника Морского управления ГУПВ вице-адмирала Шиндяева А.С. находилсяс дружеским визитом в порту Сан-Франциско по поводу празднования 200-летия Береговой охраны США. Бортовые номера 142(1980), 109(1981), 022, 093(1989), 112(1990), 028, 183(2000)




ПСКР "ИМ. XXVI СЪЕЗДА КПСС"

1 ОБРПСКР г. Кувшинская Салма

Ледокол проекта 97П "Имени XXVI съезда КПСС" (с 11 апреля 1992 года - "Иртыш" а с 26 декабря 1996 года - "Мурманск") заложен на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде (зав. №02657) 22 апреля 1980 года, спущен на воду 3 июля 1981 года,вступил в строй 25 декабря 1981 г. В 1982 г. перешёл к месту постоянного базирования Кувшинская Салма (1 ОБРПСКР). Впервые в истории пограничных войск СССР/России совершил поход к архипелагу Земля Франца Иосифа, установил там пограничный столб. Ходил с дружественным визитом в Исландию. В 2004 - 2008 г.г. капитально отремонтирован.

 

ПСКР "ИМ. XXV СЪЕЗДА КПСС"

1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

Пограничный сторожевой корабль проекта 97П "Имени XXV съезда КПСС" (до 1976 года( при закладке)- "Днепр", с 11 апреля 1992 года - "Анадырь") заложен на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде (зав. № 02653) 16 июля 1975 года, спущен на воду 14 февраля 1976 года, вступил в строй 30 сентября 1976 г. Вскоре перешёл Северным морским путём на Дальний восток, вошёл в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования Петропавловск-Камчатский. В 1997 - 2001 г.г. входил в состав отдельного Магаданского дивизиона пограничных сторожевых кораблей. Участвовал в патрульной службе у берегов Дальнего Востока, досматривал суда нарушители. Участвовал в выдворении за пределы тервод СССР знаменитого судна ГРИНПИС "Рейнбоу Уорриор". Так же принимал участие в поиске места падения Южнокорейского "Боинга-747". 24.10.2000 г. на борту ПСКРа случился сильный пожар, который уничтожил все имеющиеся средства связи, а так же выгорело множество и других помещений. Экипаж смог справится с огнём и своим ходом прибыл в порт приписки. С 2001 по 2003 г. корабль был в ремонте, но он был не качественный и после непродолжительной службы 915 суток) корабль опять встал на двухгодичный ремонт. После его окончания корабль вновь вошёл в состав МЧПВ России. Бортовые номера 119(1983), 070(1985), 014, 070(1989), 036(1990), 018(1994)




 


Осознавая слабость оборонительного вооружения РКА проекта 205 был выдан заказ на разработку нового УДАРНОГО  ракетного катера (РКА). И в начале 70-ых годов такой проект появился. Как и с предыдущим проектом РКА пр.205 был разработан и противолодочный вариант данного катера проект 1241.2П "Молния-2" (по классификации НАТО "Паук"). В мирное время решать задачи пограничного сторожевого корабля (ПСКР), а во время войны выполнять функции малого противолодочного корабля (МПК). Вооружение данного корабля кардинально изменилось. Вместо ракетного оружия на нём появились торпедные аппараты и реактивные бомбомёты.


 



Накладная ручка меча!!








Пока в коллекции нет. ИЩУ


   

ПСКР "НИКОЛАЙ КАПЛУНОВ"
4 ОБРПСКР г. Лиепая

 

Проект 1241.2П "Молния-2" (по классификации НАТО "Паук"). Имя «Николай Каплунов» присвоено приказом КГБ при Совете Министров СССР от 28.07.1980 г. № 0421. Заводской № 514. 15.10.1984 заложен в эллинге Ярославского ССЗ и 27.12.1985 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 8.1.1986 и весной 1986 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1986 В апреле 1992 года пскр «Николай Каплунов», отслужив установленный срок, был выведен из состава морских частей погранвойск. 7.04.1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 326 одному из пограничных сторожевых кораблей Калининградской пограничной группы ФПС России присвоено имя Николая Каплунова. Бортовые номера 077(1992)

24 мая 1943 года во главе экипажа катера МО-207 моряк-пограничник старший лейтенант Н. Каплунов, вместе с таким же катером МО-303 в проливе Бьерке-Зунд вступил в бой с 13 вражескими кораблями. Будучи тяжело раненным в бою, Н.Каплунов не покинул мостик и продолжал руководить действиями подчиненных. Вражеские корабли были вынуждены отступить. От полученных ранений старший лейтенант Н.Каплунов скончался. За этот подвиг он был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Имя Н.И. Каплунова было навечно занесено в списки экипажа. Герой похоронен в г. Кронштадте.


л/м

т/м

т/м

т/м

т/м

т/м

т/м

т/м

т/м

т/м

ПСКР "ГРИГОРИЙ КУРОПЯТНИКОВ"

Балаклавская ОБСКР

Проект 1241.2П "Молния-2" (по классификации НАТО "Паук").24 октября 1983г. Постановлением Совета Министров СССР присвоено имя "Григорий Куропятников", 18 октября 1984 года впервые был поднят военно-морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР. Заводской № 510. 20.10.1982 заложен в эллинге Ярославского ССЗ и 10.12.1983 зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ, спущен на воду 18.01.1984 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам сначала в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Приемный акт подписан 30.09.1984 г. В июне 1992 г., после распада СССР, он был передан Госкомитету по охране границы Украины с оставлением прежнего наименования (бортовой номер 012).

Корабль был назван в честь Героя Советского Союза старшины 1 статьи Григория Александровича Куропятникова. Дата рождения: 24.01.1921 г. Национальность: русский. Дата награждения Звездой Героя: 24.07.1943 г. Во время войны Григорий Куропятников служил на пограничном катере СКА № 065, который входил в состав 5-го дивизиона малых охотников за подводными лодками. 5 марта 1943 года пограничный катер СКА № 065 и транспорт “Ахиллион”, перевозивший оружие и боеприпасы для защитников Малой земли, в районе Дивноморского атаковало несколько десятков фашистских самолетов “Ю-88”. Командир отделения минеров старшина 2 статьи Куропятников встретил их заградительным огнем из пулемета. В процессе боя было сбито несколько самолетов. Осколками от бомб моряку оторвало левую руку, его ранило в грудь и голову, но он продолжал вести огонь одной, правой рукой. На корме катера загорелись дымовые шашки. Пожар мог перекинуться на глубинные бомбы, которые находились неподалеку. Раненый Куропятников выбрасывал шашки за борт, чем предотвратил гибель катера. В этом бою катер СКА № 065 получил 1600 повреждений. Катеру первому на флоте было присвоено звание Гвардейского (дата присвоения – 25.07.43 г.). А 5-й дивизион малых охотников за подводным лодками стал Краснознаменным. Через несколько месяцев Куропятников вернулся на катер Героем Советского Союза и старшиной 1 статьи. Еще год продолжал воевать с одной рукой, пока не был освобожден Севастополь.


ПСКР "ГРИФ"
Очамчирская, Новороссийская ОБСКР

Проект 1241.2П "-2" (по классификации НАТО "Паук"). ПСКР-808 (зав. № 511, с 28.03.1996 г. - Гриф). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): Заложен - 28.05.1983 г.; Спущен - 24.05.1984 г.; Вступил в строй - 25.12.1984 г. Входил в состав Очамчирской ОБСКР МПЧ КГБ Закавказского ПО, с 26.08.1986 г. — в составе Новороссийской ОБСКР Закавказского ПО, а с 16.06.1993 г. - Новороссийской бригады ПСКР ФПС РФ Западного ПО. Занимается охраной экономической зоны и рыболовных промыслов РФ в Черном море. Бортовые номера 049(1985), 133(1987), 041(1990)

 

ПСКР "АНТАРЕС"

ПСКР пр.133"Антарес" ЦКБ СПК им.Р.Е.Алексеева. Главный конструктор Борис Фёдорович Орлов.

Пограничные сторожевые корабли. Проект 10410, шифр «Светляк».

ПСКР "КОРСАКОВ" (ПСКР 900)

ПСКР проекта 10410 "Светляк". Владивостокий ССЗ . Заводской номер 401. Спущен на воду в 1988г. Бортовые номера 165(1988), 118(1995)

 

ПСКР 901 (402)

ПСКР проекта 10410 "Светляк". Владивостокий ССЗ . Заводской номер 402. Спущен на воду в 1989г. Бортовые номера 174(1990), 162(2000) В 1998г. Затонул в Корсакове во время шторма.


 

ПСКР 904 (404)

Сторожевой катер проекта 10410 "Светляк".Владивостокий ССЗ. Заводской номер 404. Спущен на воду 9/04/1989г.Бортовые номера 144(1993), 132(2002)


 

ПСКР 907 (405)

ПСКР проекта 10410 "Светляк". Владивостокий ССЗ . Заводской номер 405. Спущен на воду в 1990г. Бортовые номера: 104

 

Малый противолодочный корабль проекта 1124 типа МПК-147 "Альбатрос" (Grisha) , предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок противника в ближней морской зоне. Задание на разработку малого противолодочного корабля (МПК) пр.1124 "Альбатрос" было выдано в 1963 г. Зеленодольскому ЦКБ-340. Серийное строительство МПК типа "Альбатрос" было начато по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №680-280 от 10.08.1964 г., Головной корабль пр.1124, был заложен в 1967 г. (ССЗ им.Горького, г. Зеленодольск), спущен на воду в октябре 1968 г., а в октябре 1970 г. сдан флоту. В период до 1986 г. по пр.1124 было построено 38 кораблей.

МПК 1124-П (Grisha-II class) – в 1973 г. создан по заказу КГБ СССР для частей морской пограничной охраны на основе базового МПК как пограничный сторожевой корабль (ПСКР) пр.1124-П. Вместо ЗРК ОСА -М установлена вторая артустановка АК-725. По этому проекту было построено 17 ПСКР, большинство из которых имели персональные собственные наименования. Кроме того, в погранвойска было передано несколько кораблей базового пр.1124, западные эксперты дали им название «Grisha-II class»


 

ПСКР "ЗОРКИЙ"
1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

МПК 1124-П (Grisha-II class) "АЛЬБАТРОС" . Заложен -15/02/1980 г.; Спущен на воду 2/11/1981г.; Вступил в строй - 29/10/1982г. Хабаровский ССЗ. Бортовые номера 065, 047(1983), 067(1989), 058(2000), 163(2006)


ПСКР "ПРЕДАННЫЙ"

1 ОБРПСКР г. Кувшинская Салма

МПК 1124-П (Grisha-II class) "АЛЬБАТРОС". Заложен - 18.03.1982 г.; Спущен на воду 16.04.1983 г.; Вступил в строй - 30.09.1983 г. Входил в состав Лиепайской ОБСКР Прибалтийского ПО. Зимой 1980-81 гг. совершил переход вокруг Скандинавии из Лиепаи в Кувшинскую Сальму и 12.01.1981 г. вошел в состав1 ОБРПСКР г. Кувшинская Салма. Участвует в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов у побережья Кольского п-ва в Баренцевом море. Бортовые номера 051?(1983), 017(1984), 075, 079(1990), 028(1996), 073(2000)

ПСКР "БЕЗУПРЕЧНЫЙ"
1 ДиПСКР г. Петропавловск - Камчатский

МПК 1124-П (Grisha-II class) "АЛЬБАТРОС". Хабаровский ССЗ. Заложен в 1979, спущен на воду в 1981г. Вступил в строй 19/12/1981г. Бортовые номера 019(1982), 049(05.1987), 014(05.1990), 079(1991), 153(1997)


ПСКР "ИЗУМРУД"

МПК 1124-П (Grisha-II class) "АЛЬБАТРОС". Построен на Зеленодольском ССЗ. Заложен 8/02/1973г., спущен на воду 3/02/1974г. Поднят Военно-морской флаг кораблей и судов ПВ на ПСКР 28/12/1974г. . Бортовые номера 564(1976), 052(1985), 022(1987), 049(1993)


ПСКР "БДИТЕЛЬНЫЙ"

МПК 1124-П (Grisha-II class) "АЛЬБАТРОС" . Хабаровский ССЗ. Заложен в 1979г., спущен на воду 18/04/1981г. вступил в строй 25/09/1981. Бортовые номера 333(1982), 038(1983), 145(05.1984), 014(05.1987), 055(1989), 168, 067(1998)


 

ПСКР "ПРОВОРНЫЙ"
1 ОБРПСКР г. Кувшинская Салма

МПК 1124-П (Grisha-II class) "АЛЬБАТРОС" . Построен на Зеленодольском ССЗ. Заложен 21/06/1980., спущен на воду 30/07/1982г. вступил в строй30/12/1982. Бортовые номера 044(1982), 024(1983), 028(1984), 050(1985), 097(1990), 092(1990), 044(1998)



ПСКР "РЕШИТЕЛЬНЫЙ"

МПК 1124-П (Grisha-II class) "АЛЬБАТРОС" . Хабаровский ССЗ. Заложен 28/10/1980г., спущен на воду 18/09/1982г. вступил в строй 31/08/1983г. 26.05.1998 г. сдан ХОЗУ ФПС для разоружения, демонтажа и реализации и 13.06.1998 г. исключён из состава Департамента Морских сил ФПС. Бортовые номера 079(1989), 190(1995)


ПСКР "СМЕЛЫЙ"

МПК 1124-П (Grisha-II class) "АЛЬБАТРОС" . Хабаровский ССЗ. Заложен27/05/1981г., спущен на воду 7/05/1983г. вступил в строй 15/12/1983г. Бортовые номера 153(1985), 050(1986), 052(1992), 061(2000), 112(2009)


 

Пограничные сторожевые корабли Проект 1248, Проект 12481, шифр «Москит». Постройка - Пос.Кокуй, Сретенский ССЗ. Всего построено 19 кораблей.

 

ПСКР "ИМЕНИ 60-ЛЕТИ ОКТЯБРЯ"

14ОБРПСКР с. Казакевичево

Пограничныесторожевыекорабли Проект 1248, шифр «Москит», Спущен на воду в 1984г.


Пограничные сторожевые корабли специального назначения и средние морские сухогрузные транспорты
Проект 1595, шифр «Певек». Николаевский-на-Амуре ССЗ. Всего постролено 10 едениц.

ПСКР " ИВАН ЛЕДНЕВ"

10 ОБРПСКР г. Владивосток

Пограничный сторожевой корабль специального назначения проекта 1595. Приказом КГБ при Совета Министров СССР присвоено почетное имя "Иван Леднев". Вступил в строй 28 декабря 1977г. Бортовые номера 149(1985), 115(1994)



ПСКР "НЕОН АНТОНОВ"

10 ОБРПСКР г. Владивосток

Пограничный сторожевой корабль специального назначения проекта 1595. 15 октября1975г. Приказом КГБ при Совета Министров СССР присвоено почетное имя "Неон Антонов". Вступил в строй 30 декабря 1976г. Бортовые номера 551, 739, 743, 124



 

ПСКР "СЕРГЕЙ СУДЕЙСКИЙ"

Пограничный сторожевой корабль специального назначения проекта 1595. 17 октября 1975г. Приказом КГБ при Совета Министров СССР присвоено почетное имя "Сергей Судейский". Вступил в строй 30 декабря 1976г. Спущен на воду в 1981г. Бортовые номера 071(1991), 110, 143(2000)


ПСКР "ИВАНГОЛУБЕЦ"

10 ОБРПСКР г. Владивосток

Пограничный танкер типа "Баскунчак". Для обеспечения грузоперевозок на Тихом океане в 1965 и 1967 гг. танкеры "Краснофлотец" и "Коктебель" были заменены на танкеры "Иван Голубец" и "Советский пограничник".. Почетное имя "Иван голубец" присвоено 18 января 1965г. Постановлением Совета Министров СССР. Бортовые номера

Голубец Иван Карпович – рулевой сторожевого катера «СК-0183» 3-го дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота, старший краснофлотец. В 1937 году Иван Голубец призван в Военно-Морской флот. В 1939 году он окончил Балаклавскую морскую пограничную школу, служил во 2-м и 1-м Черноморских отрядах пограничных судов (город Новороссийск). Голубец увидел сторожевой катер «СК-0121», стоявший у пирса, которому осколки разорвавшегося снаряда пробили борт. Загорелись моторные отсеки. От осколков другого снаряда, попавшего в топливную цистерну, пламя охватило корабль. Возникла угроза взрыва запаса глубинных бомб на сторожевике и уничтожения судов, находящихся в бухте. Он бросился на горевший катер, сквозь бушующее пламя пробрался на корму и стал сбрасывать тяжёлые глубинные бомбы в море. Огонь разгорался всё сильнее и неотвратимо подползал к стеллажам, но за корму уже скатилась последняя 160-килограмовая глубинная бомба. Однако на корабле оставалось ещё около 20 малых бомб, сбросить которые было легче. К этому времени и корму охватило пламя. Сознавая опасность, отважный моряк-черноморец продолжал своё дело, пока не произошёл взрыв. Жертвуя собой, он спас десятки человеческих жизней и боевые катера.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему краснофлотцу Голубцу Ивану Карповичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

20 лет ПСКР, Тип1

25 лет ПСКР Тип2

 

20 лет ПСКР, Тип3

20 лет ПСКР, Тип4

20 лет ПСКР, Тип5

25 лет ПСКР

 

Пограничные сторожевые корабли специальнойслужбы - проект 1360. Постройка Ленинград, "Алмаз" Построено два катера - "Крым" и "Кавказ"

ПСК "КРЫМ"
ДнККаСС г. Ялта

31/08/1978 г. был поднят Военно-морской флаг кораблей и судов ПВ на ПСКР "Крым" - ныне яхта президента Украины. В 06.1992 передан Украине без смены названия: Крым с 1999 BG-01. Бортовые номера043(1984), 137 (1987)

Л/М

Т/М

Т/М ГЭ

ПСК "КАВКАЗ"

Пограничный сторожевой корабль специальной службы - Проект 1360. Вступление в строй -27/08/80. Бортовые номера 049(1984), 113(1987)

В середине 60-ых годов по заказу МЧПВ КГБ СССР ЦКБ "Алмаз" разработали проект пограничного катера для закрытых морей проект 1400 (шифр НАТО "Жук"). Первые 4 катера были построены в Ленинграде, затем их строительство началось на Черноморских заводах "Море" в Феодосии и Батумском Судостроительном заводе (на последнем было построено всего несколько корпусов). В 1971 г. два катера первых серий были проданы Кубе и Экваториальной Гвинеи. В 1972 г. специально для экспорта был разработан проект 1400Э, затем в 1976 г. последовал  проект 1400МЭ. Всего с 1969 г. по 1991 г. было построено более 300 катеров данного проекта из них 110 были проданы в 23 страны мира. Одновременно со строительством боевых катеров был разработан проект прогулочного катера для правительства страны проект 1400А "Гурзуф" (было построено 4 катера , по два для Ялты и Сочи).    Катера данного типа служили на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях в составе отдельных бригад МЧПВ КГБ СССР


 


 

ПСКА "ГУРЗУФ"

Проект пограничного катера 1400 (шифр НАТО "Жук"). Одновременно со строительством боевых катеров был разработан проект прогулочного катера для правительства страны проект 1400А "Гурзуф" (было построено 4 катера , по два для Ялты и Сочи).  





Пограничные сторожевые катера, малые сторожевые катера, средние таможенные суда. Проект 1408.1, шифр «Сайгак»


   
   

Не определено


 

На данной странице использованны материалы с сайтов:

http://russian-ships.info

http://www.russ-flot.narod.ru/

и др.

???????@Mail.ru ??????.??????? ???????? ???